ruenuk

Реклама и фирменный стиль. Галицийский опыт.

Искусство иллюминации практиковалось во Львове в течение всего XIX в. Особенно пышными были действа, которые устраивали по случаю приезда императора Австро-Венгрии Франца Иосифа. В сентябре 1894 г. состоялась Общая краевая выставка. Тогда запылало электрическое солнце на отеле “Европейский”, городские парки и улицы сияли тысячами лампад и транспарантами с лозунгами лояльности. Жители города украшали дома коврами, гербами, флагами с инициалами и портретами монарха.

В начале 1900-х гг. в городе начинают широко использовать электрическое освещение, которое полностью изменяет визуальное оформление города в вечернее время суток. В 1910 г. появляются первые образцы световой рекламы. Пионерами в использовании такой рекламы не стали состоятельные владельцы салонов и ресторанов, а кинотеатры. Искусство кинематографа быстро развивалось и для этого использовало лучшие достижения технического прогресса. Постепенно металлические вывески, которые были наиболее распространены на улицах города Львова, начали заменять на электрические. Их формы и размеры были разнообразными - от масштабных букв (1 м и выше) на фасаде кинотеатра “Corso” к надписи высотой 20 см на вывеске “Фрашка”. Последняя включала еще и “электрический калейдоскоп”, в котором появлялись световые геометрические фигуры.

Новинкой в 1920-х гг. стали рекламные проекционные аппараты, которые подавали изображение на экраны, а также световые рекламные тумбы. Световая реклама приобретает изящной формы и выполняет не только утилитарные функции, но и содержит художественные элементы: фонари, часы и даже скульптуру.

На период 1930-х гг. приходится распоряжение городского строительного департамента Львова заменить старые носители рекламы на более новые и эстетические, разработанные по единой концепцией. Постепенно на улицах города заменяют рисованные металлические вывески, разрабатывая накладные объемные буквы и используя новые достижения в системе освещения - неоновые лампы. Данную продукцию фирмы “Philips” - концерна с мировой славой, - во Львове распространял официальный представитель, техническое бюро И. Льовина, на ул. Подлєвського (теперь ул. Гребенки). С ним конкурировали проектно-инсталляционные фирмы - Е.Аллеша,  Л.Рауша и др. К разработке проектов световой рекламы привлекали ведущих архитекторов города: Ф.Каслера, З.Шпербера, Т.Врубеля, К.Кжижановського, Я.Менкера, К.Я.Коцимського, но лучшим специалистом с неоновой рекламы был А.М.Мациуєвський - автор-разработчик сложных световых вывесок, творческие проекты которого были связаны с театром и сценическими эффектами. Световая реклама активно влияла на формирование городской среды, ведь как только построены или обновлены рекламное и световое оформление кинотеатра на определенной улице, другие магазины, салоны, рестораны и кафе разрабатывали похожий дизайн-оформление: цвета, вывеску, иллюминацию. За эстетической составляющей такой рекламы тщательно следил М.Гелм-Пірго, начальник отдела строительного надзора. Обновляли старые деревянные щиты и порталы, подсвечивали архитектурные элементы здания. В конце 1930-х гг. оформили подсветки ратушной башни на площади Рынок.

Традиционно носителями фирменного стиля в начале ХХ в. были торговая марка, сам товар, рекламные материалы во всех средствах массовой информации, документы фирмы-предприятия, фирменные открытки, плакаты, оформление интерьера и экстерьера магазинов, вывески и другая наружная реклама. В.Мацежинський утверждает, что “...существование торговой марки, любого символа, слова, числа, изображения или конструкции, используемой производителем или продавцом для идентификации своих товаров и отличия от однородных товаров других предпринимателей для жителей стало нормой”.

Учитывая существование многочисленных предприятий в 1900-1939 гг исследователь О.Борисенко утверждает, что одной из причин развития фирменного стиля того времени стала конкуренция. Бесспорно, фирменный стиль приносил не только материальные вознаграждения владельцам, но и был украшением духовного мира, подтверждающие афиши и плакаты, одноразовые билеты и программки высокого художественного качества.

Композициям товарных знаков начале XX в. присущи разнообразные приемы, средства, сюжеты, широкое применение прообразов растительного и животного мира, сочетание в общей композиции технических, декоративных форм с элементами фауны и флоры по принципам аллегории. Интенсивное единение с европейской культурой вызывает возникновение и нового вида деятельности - дизайна. Н.Пономаренко, ссылаясь на В.Мориса - основателя европейского дизайна, провозглашает комфортность эстетически завершенной продуманной системы существования: дома и в урбанистической среде.

Анализируя образцы товарных знаков и элементов фирменного стиля предприятий Восточной Галиции 1900-1939 гг., О.Борисенко классифицирует товарные знаки определённым образом:

  • по объектам - на знаки производителя или продавца товара, сервисные знаки, товарные знаки оптовых или розничных продавцов товара, ассортиментные товарные знаки;
  • по форме собственности - государственные, индивидуальные и коллективные, где автор выделяет преимущество индивидуальных знаков;
  • по способу обозначения - логотипы словесные и изобразительные, объемные и комбинированные.

Уже сформирован фирменный стиль начала ХХ в. выражается через две типологические группы: фирменный стиль производителя или продавца продукции (товарные знаки, знаки производителя) и фирменный стиль товара/услуги (словесная информация название товара/услуги и его изображения). Каждая из групп представит собственный имидж или фирменный стиль: различные типы наружной рекламы (вывески, объявления, плакаты, витрины), дизайн - оформления интерьера и экстерьера, фирменный стиль одежды и аксессуаров, реклама в прессе и фирменная документация.

Шрифт, буквы художники рассматривали как элемент графического искусства, подчеркивая как геометрическую простоту, так и декорирования элементов. Распространенным является применение сецесійної шрифтовой акциденції в логотипах (создается акцент не на информативность, а на привлекательность, яркость путем художественного оформления). Шрифтовые композиции случаются исключительно гротескные или классические. Шрифт антиква в логотипах встречается в трех классификациях: старая, переходная и новая. Это обусловлено господством художественной эклектики в целом. Рядом с самой большой группой шрифтовых надписей смешанного стиля достаточно большое количество образуют шрифтовые надписи гротескного типа .

В период перед Первой мировой войной реклама начала превращаться в отдельную индустриальную отрасль. Марка Бачевских была известна далеко за пределами Галиции: в межвоенное время львовские предприниматели экспортировали абсент, аперитивы, водку и ликеры из Австралии, Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Чехословакии и других стран мира. Основателем династии владельцев известной львовской торговой марки был Лейба Бачелес, который 1782 года перенес свою горильню с. Выбранивка (теперь Жидачевского района) во Львов. Дата “1782” впоследствии указывалась на всех изделиях фирмы. Очевидно, алкогольные изделия нравились чиновникам администрации Галиции, ведь в 1807 году ему присвоили титул “императорско-королевской привилегированной краевой фабрики”. После революции внук Лейбы Леопольд Максимилиан перешел в католицизм и сменил фамилию на Бачевский, однако знаменитая фирма достигла успеха благодаря его правнуку Иосифу Адаму Бачевському (1829-1911). Адам впервые начал заниматься рекламой своей продукции, не пропуская ни одной промышленной выставки в европейских странах и инвестируя также средства в художественное оформление упаковки, рекламных наклеек на бутылки, дизайн стеклянной тары, в частности изготовление карафок (графинов) для ликеров, которые были популярны в помещениях галичан и в “сецессионных” кофейнях. Именно его называли королем львовской рекламы.

Маркетинговая стратегия, генератором которого был Бачевский, предусматривала размещение рекламы в прессе, на флаерах, этикетках и т.п. В тогдашней Галичине трудно было найти печатное издание, которое бы не “украшала” известна продукция. После его смерти в 1911 г. семейный бизнес и предпринимательское дело унаследовали его сыновья, которые сделали маркетинг одной из главных стратегий предприятия. Наряду с рекламой братья Бачевские эффективно использовали PR-приемы. В частности, период Первой мировой войны и распада Австро-Венгерской империи нанесли серьезного ущерба водочной промышленности Галичины, однако предприятие Бачевских постепенно отстаивало рынки сбыта. В 1921 г. они инициировали первую в истории Польши профессиональную рекламную кампанию, заказали в варшавском агентстве “Подбуй” несколько десятков ярких рекламных рисунков и разместили их в иллюстрированных газетах и журналах. Красочность и высокий эстетический уровень рекламок поощряли к их коллекционированию, а в то же время вызвали интерес к оригинальной продукции Бачевских. Также они любили экстравагантные акции. Так, в 1925 году Бачевские финансировали ежемесячник “Winnica”, посвященный пропаганде “всех аспектов женственности”, который заложил известный юморист Гемар.

Более века Бачевские жили по адресу площадь Рынок, 31, там же находилась их фирменный магазин. Кроме спирта и алкогольных напитков, они производили уксус, духи и приложения к фармацевтических препаратов.

От Бачевского старались не отставать и другие предприниматели. Торговые акции пивоваров, кондитеров, пекарей часто превращались в настоящие карнавалы. В частности, рекламная акция львовских пивоваров происходила торжественным шествием по улицам города. Главным звеном был всадник на коне, который демонстрировал толпы рекламный щит. За колонной всадников ехали конные повозки, на которых были огромные бочки пива, автомобили, везли муляжи пивных бутылок (высота их достигала 2 - 3 м), а рядом пешим ходом и шли рабочие пивоварен. Участники карнавала имели соответствующий вид и одежда: всадники в военной форме, рабочие в белых халатах и чепчиках на голове. Лошади, повозки и автомобили украшали цветными лентами, гирляндами, декоративными композициями и из живых цветов.

В конце XIX - начале ХХ в. на кондитерском рынке наблюдались две отчетливые тенденции: или кондитерская разрослась до масштабов небольшой фабрики, или промышленное предприятие для “дегустационного” продвижение изделий открывало свою фирменную кондитерскую. Например, кондитерская Монне, сменив владельца, впоследствии стала кондитерской фирмой Яна Гефлінгера, который за год превратил ее в современное предприятие с собственными фабриками, складами и магазинами. Владелец приятно удивлял жителей не только сладкой продукцией, но и богатым оформлением экспозиционной витрины фабрики сладостей, шоколада и фруктовых пирожных на ярмарке краевых изделий во Дворце искусств в Стрыйском парке.

Выставочный стенд был украшен мягкими тканями, драпировки которых напоминало форму фестонов и образовывало складки. Привлекают внимание правильно сформированы сладкие ряды из изделий: четко по ритмической композиции изложенные в горизонтальной плоскости плитки шоколада различного наполнения и цвета обертки, вертикальную основу формирует сладкая мозаика из пирожных, конфет и печенья (прямоугольные, продолговатые и круглые). В средней части под вывеской размещены шоколадные портреты и последовательность одинаковых рекламных плакатов с изображением молодых барышень.

В тогдашних газетах нередко случались такие рекламные объявления: “Цукерня Чеслава Шнайдера предлагает на карнавал - пончики с повидлом и кремами, сахара десертные, шоколадки, карамельки разного сорта, печенье. Также принимает различные заказы на свадьбы, балы и забавы” (“Kurier Lwowski” от 5 января 1894 г.). 

Таким образом, в начале ХХ в. формируются основы фирменного стиля, который выражается, в первую очередь, через рекламную информацию, ее художественно-образное решение. Получают распространение рекламные объявления в периодических изданиях, разработка индивидуального дизайна упаковки и этикеток (например, фирма Бачевских). Дизайн и оформление визуальной рекламы сводился к комплексному решению при оформлении витрин, вывесок и архитектурного оформления фасада магазина, салона, отеля, ресторана или кафе.

Для рекламы продукции (пива, сладостей и др.) проводились такие мероприятия, как выставки, уличные карнавалы, исторические реконструкции, праздничные ярмарки, а также широко использовали печатную продукцию (объявления, плакаты, открытки рекламного характера).

Формируется общий имидж, который презентовал фирменный стиль производителя, качество его товаров и услуг. В исследуемый период львовская реклама выделяет звено в индустриальной отрасли и использует маркетинговые системы. Частные предприятия начинают превращаться в крупные корпорации, увеличивая собственное производство, открывая новые фабрики и склады, дополнительные заведения торговли, которые сопровождаются визуальной рекламой.

Авторы: Игорь Когут, Игорь Голуб

 

 

© 2003 РПК Результат - производство рекламно-информационных конструкций

РПК Результат

баннеры, вывески, лайтбоксы,

объёмные буквы, таблички...

Звоните:

+380 50 158 47 98

+380 93 128 62 40

+380 98 98 20 557

Пишите:

3615910@ukr.net

{jhjibt dsdtcrb d Rbtdt +380 50 158 47 98

noindex>

Рейтинг@Mail.ru

Goon Каталог сайтов Услуги, разные ukraina.net.ua - каталог сайтов Украины